Как мы обычно разговариваем, когда у нас есть претензии к другому? Приблизительно так: «Вот ты, такой-сякой, опять делаешь то и это, я из-за тебя уже ни спать, ни есть не могу и вообще отдала свои лучшие годы, а ты…». Что чувствует ваш собеседник после такой тирады? Что чувствуете вы, когда слышите такое в свой адрес? Очень сомневаюсь, что это будет желание исправиться и в другой раз так не поступать. Скорее это будет обида, агрессия, желание сказать что-то жесткое в ответ, или уйти от разговора. Так может начать раскручивается спираль ссоры, или скандала. Для того чтобы всего этого избежать, можно просто начать применять формулу «Я высказывания». Она довольно проста. «Я испытываю чувство (называете чувство), когда ты делаешь это (что именно делает человек – констатация факта, без оценки его действий). Я хочу попросить тебя в следующий раз делать это и не делать то». В чем разница? В первом случае, Вы даете оценку и человеку, и поступку, который совершил тот, с кем вы говорите. А во втором случае просто рассказываете о том, что ВЫ чувствуете в связи с поступком человека и о своих желаниях в связи с его поступками. Вы говорите о себе, а не о нем. Таким образом можно избежать нагнетания ситуации и объяснить, что Вы чувствуете на самом деле. Но для этого нужно для начала понимать, а что собственно Вы чувствуете. Очень часто я сталкиваюсь с ситуацией, что на вопрос «Какое чувство Вы сейчас испытываете?», люди отвечают, например: «У меня такое чувство, что у меня совсем нет сил», или «Я чувствую, что хочу его придушить». Это не чувства. Это скорее описание Вашего состояния.
Для тех, у кого есть сложности с идентификацией собственных чувств, может пригодиться список основных чувств и эмоций.
Посмотрите сами. Первый вариант: «Я вся извелась уже, сколько можно говорить тебе, чтобы ты звонил, когда задерживаешься, я же нервничаю, спать не могу, а завтра мне на работу. Тебе что, наплевать на меня?!! Что в лоб, что по лбу!!!» И второй вариант: «Знаешь, я чувствую тревогу и беспокойство, когда ты приходишь поздно. Я прошу тебя звонить, если ты задерживаешься». И заметьте для себя – не «Сколько раз я просила тебя звонить – уже выполни мою просьбу хоть раз», а именно «Я прошу тебя звонить, если ты задерживаешься». Констатация факта, а не оценочное суждение.
Тренируйтесь, экспериментируйте - вам может понравиться! :-)
Ольга Локус ©